ПАМЯТИ ЗАБАВЫ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ПОСВЯЩАЕТСЯ. ЮНОШЕСКИМ ПАРАПЛАНЕРИЗМ БЫЛ ЕГО ИНИЦИАТИВОЙ И ЛЮБИМЫМ ДЕТИЩЕМ
Парапланеризм как спорт развит во всем мире. Но детский парапланеризм - уникальное явление. Только в нашей стране систематически учат летать детей на параплане с 11-12-ти лет при государственной поддержке. Существуют детские секции парапланеризма при учреждениях дополнительного образования во многих регионах РФ. Проводятся соревнования от клубных до Первенства России.
Первенство России по спорту Сверхлегкой авиации традиционно проводится с 1993 года на дальтадроме Юца под Пятигорском и собирало в лучшие годы до ста участников из 11 регионов РФ. Соревнования проводятся по двум дисциплинам: параплан - парящий полет и параплан - полет на точность. В первой дисциплине летают маршруты в десятки километров протяженностью, уровнем от 1 спортивного разряда до кмс. В этих полетах участвуют пилоты в двух возрастных группах: до 18 лет и до 21 года. Нижняя возрастная граница - 16 лет. В полетах на точность три возрастные группы: до 16, до 18 и до 21 года. Здесь можно встретить самых юных пилотов.
Наиболее сильные команды представляют Удмуртская республика, Пермский край, Брянская область, Ставропольский край, Москва, Санкт-Петербург. Победителями Первенства России 2016 в дисциплине парящий полет в возрастной группе до 21 года стал Тюшин Александр (Москва), до 18 лет - Денисов Дмитрий (Ставропольский край). В полетах на точность первым в возрастной группе до 16 лет стал Денисов Дмитрий, до 18 лет - Кудряшов Константин (Удмуртская респ.), до 21 года - Потапов Дмитрий (Брянская обл.).
Выпускники детско-юношеских клубов успешно участвуют во взрослых соревнованиях. Четверо из них в разные годы становились Чемпионами России: Виталий Шабанов (Трижды Чемпион!) 2002, 2005 и 2009 гг. Дмитрий Масленников - 2007 г., Сергей Латышев - 2011 г., Сергей Донцов - 2014 г. Такая вот растет летная смена!
Любопытно, что несовершеннолетние пилоты иногда посрамляли и титулованных взрослых мастеров. Судите сами. 15-ти летний Сергей Латышев стал в свое время вторым на Чемпионате России на Юце, летая без приборов, а просто копируя меняющихся лидеров! 16-ти летний Иван Рожко стал четвертым из 94 взрослых спортсменов на Чемпионате России в Курае! И думаю, если бы наша молодежь имела возможность столько же выезжать летать на зарубежных соревнованиях, сколько наши возрастные спортсмены, мы имели бы совсем другой состав российского подиума. И мы не шутили бы, что парапланеризм - это спорт престарелых плейбоев.
Детско-юношеские клубы являются тем местом, где наиболее полно соблюдаются меры безопасности, правильные методики обучения, правовые вопросы по сравнению со "взрослым" парапланеризмом, где зачастую царит коммерческий подход и облегченное отношение к полетам, когда стремятся побыстрее запустить в небо недостаточно подготовленных, но платежеспособных клиентов. Особенно это было заметно в "лихие девяностые", когда детские клубы были немногими "островками безопасности" в море беспредела в сверхлегкой авиации, когда каждый летал как хотел, на чем хотел и брался обучать, едва научившись сам.
За четверть века развития детского парапланеризма накоплен огромный опыт работы, разработаны и усовершенствованы методики обучения юных пилотов. Но как и раньше, основные принципы обучения: последовательность, постепенность и индивидуальный подход. А самый важный этап обучения - это начальная подготовка. А это, в основном, наземная подготовка: когда параплан летит в небе, а управляющий им (как воздушным змеем) пилот находится на земле. Это позволяет наработать необходимые навыки управления парапланом в безопасной среде. Минимальный возраст на этой стадии обучения (зависит от веса пилота, площади крыла и силы ветра) может составлять 10-11 лет. Те ребята, кто в совершенстве овладел наземкой, совершают первые подлеты со склона, потом полеты все выше и выше, парящие полеты.
Уже сотни и тысячи юных пилотов получили путевку в небо. Некоторые стали спортсменами, судьями, другие - инструкторами, тандем-пилотами, руководителями летных школ и клубов. Кто-то закончил авиационный ВУЗ. Кто-то пошел в большую авиацию и стал пилотом лайнера. Но даже те, кто не связал свою жизнь с авиацией, навсегда запомнят радость первого полета и чувство вырастающих за спиной крыльев.
Но в развитии детского спорта есть и проблемы. И главная - даже не отсутствие финансирования, внимания и заботы со стороны государства, спортивных чиновников, к этому мы уже привыкли... И на вопрос: "Ну чем вам помочь, что вам надо?" хочется ответить: "Ничего не надо, сами все сделаем, главное НЕ МЕШАЙТЕ". Не спускайте сверху на нашу голову все новых чиновничьих инициатив, нелепых правил, по которым невозможно работать, которые способны угробить живое дело. Кто и на каком основании урезал возрастные границы нашего спорта, кто придумал бредовейшую ЕВСК? Тайна сия велика есть. Почему, принимая решения там, наверху никто не советуется с теми, кто здесь внизу ведет реальную летную работу? Вопрос риторический.
Конечно, хотелось бы и реальной помощи от нашей федерации, ведь в нее входят вполне успешные авиационные организации. О самом минимальном финансировании детских соревнований мы уже давно забыли. Стартовые взносы на Первенстве России уже второй год оплачивают родители и тренеры. Также не хотелось бы быть пасынками в спортивном календаре на Юце, когда предпочтения по срокам отдаются коммерчески выгодным соревнованиям и сборам. Конечно, на детях денег не сделаешь, но если мы хотим развивать парапланеризм как спорт, надо готовить спортсменов с самого раннего возраста.
Давайте думать о будущем.
Андрей СОВЕТОВ.
|