Взлет безмоторных СЛА осуществляется как с неровностей земной поверхности (гор, холмов и т.п.), так и с равнинной местности - с использованием так называемых средств механизированного старта (СМС).
Средства механизированного старта (СМС):
Для "затягивания" на высоту, где возможно встретить подходящий "термик" (восходящий поток воздуха), используются лебедки двух типов: активная, сматывающая предварительно размотанный трос при помощи двигателя, и пассивная, которая наоборот разматывает трос при постоянном усилии.
Активная лебедка
Активные лебедки используются достаточно давно и их возможности хорошо изучены. Конструкции этих лебедок разнообразны и, как правило, представляют собой двигатель с муфтой сцепления, задающей тягу на тросе, и барабана для смотки троса. Высота, на которую поднимают летательный аппарат зависит в основном от длины буксировочного троса и от максимально допустимой тяги, ограниченной прочностью буксируемого аппарата. Так как активные лебедки в основном собираются на базе самоходного шасси (автомобиль, прицеп или мотороллер), то ограничения на длину троса и максимальную тягу, которую может развить лебедка, носят чисто конструктивный характер. Ссылка.
Пассивная лебёдка
Пассивная лебедка представляет собой барабан с тросом, устанавливающийся на автомобиле. Свободный конец троса с помощью специального замка пристёгивается к подвеске пилота дельтаплана. Буксировка на пассивной лебёдке во многом похожа на запуск воздушного змея - автомобиль движется с определенной скоростью, при этом трос разматывается, но не свободно, а с некоторым усилием, которое регулирует оператор лебёдки. За счёт тяги ,создаваемой тросом, дельтаплан приобретает необходимую для полёта скорость и начинает набирать высоту. Пилот, управляя углом атаки, может регулировать скороподъемность, а затем, при достижении желаемой высоты, отцепиться и начать свободный полет. На пассивной лебедке также имеется устройство, ограничивающее тягу.
Преимущество пассивной лебедки - в конечный момент времени трос максимально размотан, в отличие от активной, которая трос сматывает. Но пассивная лебёдка требует установки на автомобиль, и при использовании легковушек возникают ограничения, связанные с весом и габаритами лебедок, которые в основном зависят от прочности, массы, и объема намотанного троса. Ссылка.
Полеты на активной лебедке более эффективны при большом количестве подъемов (затяжек) на относительно небольшую высоту (200-300м), но с большим количеством затяжек и более высокой скорости буксировочного цикла. Пассивная лебедка (пассивка), как правило предусматривает небольшое количество подъемов, но на большую высоту, взависимости от длины буксировочного троса и талантов оператора это может быть от 500 до 700м.
|