ООО «КБ» СПЕКТР-АЭРО»
ООО «КБ» Спектр-Аэро» организовано в 2003г. и является одним из ведущих
производителей ОФ СЛА России. Основное направление деятельности - производство
сборочных комплектов единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) АОН. За
небольшой период работы было выпущено пять типов различных ВС в количестве более
230 экземпляров. Самый массовый из них СП-30СХ. Сверхлегкий самолет
сельскохозяйственного назначения. Сегодня в эксплуатации в России находится
примерно 176 экземпляров таких самолетов.
Анатолий ВОДОЛАЗСКИЙ
КЛУБ СЛА «РОТОР»
Клуб СЛА "Ротор" создан при Кумер-тауском вертолетном заводе в
1984 году. Коллектив увлеченных небом энтузиастов за 7 дней и ночей перед днем
авиации изготовили спортивный дельтаплан для представления его администрации
Кумертауского вертолетного завода (сейчас это называется презентация). Главным
вдохновителем организации дельтаклуба был один из инженеров вертолетного завода
Наиль Исмагилов, а главным его сподвижником и пилотом - Юрий Бушуев. Ну, а
третьим виновником организации этой авантюры стал инженер Виктор
Хрибков, приехавший из Свердловска. К тому времени
он имел уже 10 летний дельтапланерный опыт. С тех пор этому третьему
предстояло возглавить дельтаклуб и заниматься этим по 25 часов в сутки, вставая
на час раньше.В общем, молодежь легко уговорила седовласых руководителей, что
без дельтапланеризма в городе Кумертау жить никак нельзя. И жизнь в дельтаклубе
"Ротор" бурно закипела.В каждом направлении нашей работы есть свои внушительные
результаты.
За эти годы в клубе "Ротор" создано:
- 4 типа дельтапланов;
- 7 моделей крыльев дельталетов;
- 8 типов дельталетов;
- 6 различных микросамолетов;
- автожир;
- вертолёт соосной схемы.
Научились летать: более 400 курсантов. Подготовлено:
- 5 мастеров спорта;
- 2 мастера спорта международного класса;
- 3 кандидата в мастера спорта.
Изготовлено более 400 крыльев, дельтапланов и мотодельтапланов Апогей
(совместно с Мелеузовским дельтаклубом), более сотни моторных сверхлегких
летательных аппаратов. Из группы энтузиастов с огромным желанием летать,
образовалась фирма-производитель сверхлегкой авиационном техники, известная в стране и за
рубежом, а главное -коллектив опытных профессионалов объединенных общим делом и
новыми идеями.
Из стен клуба ‛Ротор" вышло более сорока спортсменов-дельтапланеристов
и дельталётчиков. Наши пилоты неоднократно занимали призовые места на престижных
чемпионатах страны. Некоторые из них дошли до вершин спортивного мастерства.
Звание мастера спорта по дельталет-ному спорту присвоено пятерым спортсменам
клуба. Звание мастера спорта международного класса присвоено шеф - пилоту клуба
Бушуеву Юрию и Бородину Александру. Каждый спортивный год отмечается новыми
спортивными достижениями.
Клуб рос и развивался превратившись в полноценное
опытно-конструкторское бюро. Их изделия стали широко известны и популярны среди
российских и зарубежных авиаторов. Самолет Р-20 "Птенец-2", совершенствуясь
и видоизменяясь, стал самым популярным сверхлегким самолетом России. Пилоты
"Птенцов" принимают участие в соревнованиях по спорту сверхлегкой авиации самых
различных уровней, совершают авиационные рекорды по продолжительности и
дальности полета, обучают новых покорителей неба.
Дельталет Р-16 "Урал" также является одним из самых популярных в своем
классе. Легкость, простота и надежность конструкции обеспечили ему известность в
различных сферах авиационной деятельности: от спорта до авиахимработ.
Отдельной страницей в истории ОКБ "Ротор" является проект сверхлегкого
соосного вертолета. К любому его качеству можно добавить одно слово -
уникальный. Специалисты ОКБ за эту тематику взялись впервые в мире и в 2005 году
первый соосный сверхлегкий вертолёт поднялся в небо. В настоящий момент проект
развивается. Помимо уже известного двухместного вертолета Р-30 проводятся
всесторонние испытания нового вертолета Р-33.
Эта машина отличается современным дизайном, эргономичной кабиной,
турбирован-ным двигателем. Впоследствии данный вертолет планируется сделать
трехместным. Отличительной особенностью данных вертолетов является несущая
система с оригинальной колонкой несущих винтов, отличающейся простотой,
надежностью и возможностью складывания для транспортировки.
ОКБ "Ротор" не собирается останавливаться на достигнутом.
Разрабатывается новая авиационная техника, появляются новые спортивные
достижения. В 2014 году на Всероссийском слете любителей авиации в Первушино был
презентован новый трехместный самолет Р-23 "Круиз", который не только вобрал в
себя то лучшее, что было наработано за все годы, но и обрел новые конструктивные
особенности: возможность складывания крыла, раздельное управление элеронами и
закрылками с электроприводом.
Сегодня ведется разработка нового сверхлегкого самолета на базе
зарекомендовавшего себя ультралайта "Птенец-2". Работа ведется при поддержке
Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
По-прежнему громко о себе заявляя на различных соревнованиях, в 2016
году спортсмены клуба не остались без достижений. Это победа в Чемпионате России
- 2016 в классе двухместных самолетов, первое место в Кубке России по СЛА-Мото в
Крыму, достойное участие в Чемпионате Мира - 2016 в Англии в составе сборной
России.
Свои наработки ОКБ "Ротор" постоянно презентует на различных российских
и международных авиасалонах и выставках. Это и как ставшие традиционными МАКС в
Жуковском и Гидроавиасалон в Геленджике, так и новые перспективные площадки.
Коллектив ОКБ "Ротор" по-своему уникален. Сотрудники организации сами
проектируют, сами же строят и сами же летают на плодах собственного труда.
Несмотря ни на что в ОКБ "Ротор" сохранился дух творчества, желания летать и
создавать новое. И, поэтому, можно с уверенностью сказать, что история этого
коллектива будет пополняться новыми яркими именами и событиями.
Юрий БУШУЕВ.
|