Уважаемые друзья, коллеги, собратья по небу!
За прошедшие два года существование АОН, и в частности СЛА, в России осложнилось ещё одной серьезной проблемой - повышением транспортного налога на воздушные суда (ВС). На сегодняшний день в таких регионах как Московская, Калужская, Владимирская, Ивановская, Смоленская области, республика Карелия, Приморский край и других субъектах Федерации ставка транспортного налога (ТН) на ВС составляет 250руб/л.с. https://www.youtube.com/watch?v=3pwTzZ6VHNo .
Для понимания масштабов абсурда: налог за дельталет с двигателем
«Ротакс-582» по ставке 250руб./л.с. составляет 16 тыс.руб., и те же 16
тыс. руб., что мы с вами платим за МДП стоимостью порядка 300-500тыс.
руб., уплачивает владелец 30-тонной фуры или владелец модного авто
«Порше- Кайен» за 5млн.руб. Ещё примеры для полноты картины: самодельный
самолет с двигателем в 140л.с. – 35тыс.руб., самолёт Як-52 – 90тыс.р.,
Ан-2 – 250 тыс.р, Ил-14 самолет-легенда, в стране осталось три таких
самолета в летном состоянии - 975тыс.р.! Абсурдность проявляется не
только в огромных суммах взимаемого налога, но также в несоответствии
налога стоимости облагаемого имущества. Вот например: самолет Як-12
1960-х годов выпуска рыночной стоимостью порядка 1,5-2млн.руб – налог
65тыс.руб. и популярный вертолёт «Робинсон Р-44» стоимостью 35 млн.руб. –
налог 61тыс.руб., аналогичную картину мы увидим сравнив налог на
дельталет самостоятельной постройки стоимостью порядка 300тыс.руб. с СУ
Хонда (100л.с.), например, и налог на импортный дельталет «Танарг»
стоимостью 3млн.руб. с аналогичной по мощности СУ «Ротакс», при 10-
кратной разнице в стоимости налог будет одинаково огромным – 25тыс.руб.
Откуда же берутся такие налоги? Давайте попробуем разобраться.
Согласно ст.356 Налогового Кодекса (НК) РФ транспортный налог
устанавливается Кодексом и законами субъектов федерации. И вот тут
необходимо отметить: - распространенное мнение, что ТН устанавливается
регионами, верно лишь отчасти. Регионы берут ставки налога не с потолка,
а из данного сверху Налогового Кодекса, и увеличивают ставки согласно
тому же НК, причем по указанию или требованию из Москвы. Поэтому,
говорить, что высокие ставки ТН установили «злые регионы» - это
лукавство, скорее их установила «добрая Москва»!
Итак, ставки ТН прописаны в ст.361 НК ( http://legalacts.ru/kodeks/NK-RF-chast-2/razdel-ix/glava-28/statja-361/ ), п.1 этой статьи это сводная таблица транспортных средств и ставок
налога, в интересующей нас графе написано «самолёты, вертолёты и иные
ВС, имеющие двигатели - 25руб/л.с.», «иные» - как раз наша летающая
мелочь, а 25руб/л.с. – это базовая ставка. Наиболее интересен п.2 ст.361
который позволяет властям регионов понижать или повышать налоговые
ставки, но не более чем (внимание!) в 10 раз! Получается, что согласно
п.2 ст.361 ставка ТН на ВС может варьироваться в пределах от 2.5
руб./л.с. до 250руб./л.с.! В ст.361 имеется также п.3, на который мы
обратим внимание несколько позже.
Теперь расскажу, как проводилась работа по снижению ТН на ВС в нашем
регионе. В конце 2016г. Смоленская Областная Дума приняла изменения в
«Областной закон о Транспортном налоге», повысив ставку для воздушных
судов с 2-кратной (50р/л.с.) до 10-кратной (250 р/л.с).. К своему стыду,
мы спохватились достаточно поздно - к концу 2017г, но всё же решили
попробовать что-то сделать.
Нами были подготовлены Обращения в Администрацию области и Областную
Думу, проведены встречи с депутатами Думы от разных фракций, встречи с
Заместителями Председателя Думы. К самому Председателю попасть было
невозможно. А его реакция на наше Обращение было резко отрицательной
типа «нашли денег на самолет – найдут и на налог!».
Важно отметить: из общения с депутатами выяснилось, что они даже не
подозревали, что облагают повышенным налогом МДП и прочую мелочь, они
вполне искренне считали, что это налог на богатеньких владельцев, что-то
вроде налога на роскошь. Но, несмотря на то, что все депутаты
соглашались и обещали помочь, на наше Обращение нам ответили отказом,
мотивируя его тем, что, внимание, «в соседних регионах ставки налога
также высокие», ну и далее тем, что наш регион депрессивный и
дотационный, и Минфин требует от Администрации максимальных ставок по
большинству налогов.
Мы не согласились и подготовили второе, более подробное и
развёрнутое Обращение, на которое нам также ответили отказом, снова
ссылаясь на договоренности с Минфином. Но при этом нас пригласил Зам.
губернатора по экономике для совместного поиска путей решения проблемы.
Мы, в свою очередь, внесли предложение, состоящее в следующем:
согласно п.3 ст. 361, разрешающем установление дифференцированных
налоговых ставок для различных категорий транспортных средств, разделить
в плане налогообложения типовые ВС и ЕЭВС, которыми и являются
находящиеся в собственности граждан дельталеты и микросамолеты. Для
защиты самого уязвимого сегмента – сверхлегких ВС мы предложили
ограничение в 150л.с. с минимальной ставкой налога.
Наша идея была услышана. В итоге через 4 месяца бюрократических
хлопот Смоленская Областная Дума приняла изменения в «Областной закон о
налоговых льготах», прописав в нём с 01.01.2019 льготу по транспортному
налогу для физических лиц владельцев ЕЭВС с двигателями мощностью до
150л.с. – 80%, что в переводе на рубли означает 50руб/л.с., до 250 л.с. –
60% (100руб/л.с), свыше 250лс- 40% (150руб/л.с). ( http://docs.cntd.ru/document/446699091 , https://www.youtube.com/watch?v=_hsoGPND6mw)
Обратите внимание, в нашем регионе не имея возможности, из-за
давления со стороны Минфина, внести изменения в Областной закон «О
транспортном налоге», Администрация нашла выход, внеся изменения в
«Областной закон о налоговых льготах».
Результат, правда, получился не совсем тот, что мы хотели в плане
цифр и сроков (наши пожелания были — 10руб/л.с. для СВС и вступление
поправок в силу с 2018г). Также, наверное, не самый лучший вариант -
«льгота для ЕЭВС», завтра сам термин ЕЭВС, чего доброго отменят, и тогда
нам придется начинать всё с начала.
При этом , необходимо учитывать, что Смоленская область - один из
из беднейших регионов России. В других, финансово более благополучных
регионах, результат наверняка будет лучше, надо только обязательно
работать в этом направлении.
Так например, после Обращения Новгородской Федерации СЛА,
Новгородская Областная Дума приняла в феврале 2018г понижение ставок
транспортного налога для ВС с 250 до 50руб/л.с. (ссылка: http://www.vnru.ru/news/citizens/na_novgorodchine_snizili_transportnyy_nalog_dlya_vladeltsev_samolyetov_i_vertolyetov/ Новгород)
Печалит отсутствие активности в других регионах. Мы пытались
обратить внимание на проблему в интернете на форуме экспериментальной
авиации. Две первые ветки по теме, спасибо модераторам, были удалены
(ссылка: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1514220140 ), третья сама сошла на нет. А один из уважаемых пилотов в процессе
обсуждения написал, что снял с регистрации свой МДП и что это его вклад в
борьбу с налогами. Но это не вклад в борьбу – это уход от борьбы, вы
ушли, и вас нет от слова «совсем». «Росавиация» при снятии ВС с учета не
принимает формулировку «нет денег на налог».
Данных по количеству снятых с регистрации ВС из-за высокого
транспортного налога в масштабе страны у меня нет, но в нашем регионе из
5 МДП – сняты 2, из двух сверхлегких самолетов – снят 1, в других
регионах картина наверняка похожая.
В России традиционно два главных вопроса «кто виноват и что
делать?», с первым вопросом более-менее понятно – давайте перейдем ко
второму.
Считаю, что во всех регионах надо проводить работу с местными
властями по снижению транспортного налога на воздушные суда, и в первую
очередь СВС. Подозреваю, что многие придерживаются такой позиции, что
пусть ОФ СЛА и АОПА работают (мол, платим же членские взносы), но
вспомните классиков И.Ильфа и Е.Петрова «спасение утопающих –
дело рук самих утопающих». Не ждите, пока дело сдвинется с мертвой точки
в Москве, начинайте работать в своих регионах.
Первое на что можно и нужно обращать внимание местных законодателей
это то, что п.1 ст.361 НК РФ дает только общее определение ВС, не
разделяя их по категориям и мощностям двигателей, как это сделано для
автомобилей. Поэтому СВС и попадают под завышенные ставки ТН. По
хорошему, нужно определить рубеж по мощности двигателей в 150л.с.,
ограничивающий СВС, и добиваться нулевой ставки налога для этой
категории.
Далее, в п.2 ст.361 говорится, что регионы имеют право «понижать или
повышать» налоговые ставки (НС), значит надо настаивать на понижении
ставок для СВС относительно базовых.
Здесь же можно и нужно применить, упомянутый вначале п.3.ст.361, в
котором говорится: - «разрешается установление дифференцированных
налоговых ставок для различных категорий транспортных средств».
Следующее , на что надо обращать внимание, это то, что при
установлении повышенных НС для бюджетной техники (МДП, сверхлегкие
самолеты, самоделки) возникает противоречие со ст.3 того же НК
(«Основные начала законодательства о налогах и сборах» (ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d03926665a6af79635a902fe666ce607ad1cdab0/).
п. 1 ст.3 гласит: «….при установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». Но давайте
рассмотрим пример: транспортный налог за самодельный самолет с
двигателем в 140л.с. составляет 35тыс.р., а средняя заработная плата по
РФ (согласно данным Росстата за 2017г) – 39тыс., средняя з/п по
Смоленской обл. в 2017г – 24тыс., по Омской – около 20тыс. руб. Где
здесь фактическая способность к уплате налога? На этом также необходимо
заострять внимание чиновников и депутатов.
В п.2 ст3 читаем: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер…»
В п.3 той же ст. : «Налоги и сборы должны иметь экономическое
основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы,
препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав». Как
видите, в нашем замечательном Налоговом Кодексе есть много чего
полезного, надо только это использовать.
Полезно также обращать внимание местных законодателей на мировой
опыт. В цивилизованных странах с высоким уровнем развития малой авиации
нет налогов на ВС, в той же Чехии например всё в топливном акцизе, в США
налог на автомобили или самолеты взимается исходя из рыночной стоимости
и никак не привязан ни к лошадям ни к площадям. В братской Украине,
которая бесспорно является лидером в области малой авиации среди
республик бывшего союза, нет налога на воздушные суда - все в топливном
акцизе. В братской Беларуси, самой советской, казалось бы, из
постсоветских – нет налога. А у нас как «в Греции всё есть» и акциз и
транспортный налог!
Для работы с депутатами и чиновниками, помимо бумажного документа
(«Обращения» и т.п.), я уверен, полезно иметь наглядный материал.
Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял.
Мы для встреч по вопросу налога готовили своеобразную «азбуку с
картинками» - фотографии различных ВС с комментариями: тип, класс,
название, рыночная стоимость, мощность двигателя, величина налога и т.д.
Нужно также выбрать правильную тактику работы. Например, у вас есть
региональная федерация, клуб, просто инициативная группа из нескольких
человек - чем больше, тем лучше. Вы подготовите «Обращение» (или как вы
это назовете) к местным властям, отнесете или отправите документ в
администрацию и региональную думу. Но будет очень правильно, если
параллельно с этим, максимальное количество членов вашей федерации
(клуба) пойдет на встречу со своими депутатами по месту жительства.
Берите с собой копию Обращения к Администрации, «азбуку с картинками» и
вперед. Чем большему числу местных депутатов вы сможете разъяснить смысл
проблемы, тем больше шансов на успех.
И конечно же, необходимо начинать работу по снижению транспортного
налога на ВС в общероссийском масштабе. Давно назрела необходимость
изменения редакции п.1 ст.361 НК. Ныне действующую редакцию «самолеты,
вертолеты и иные ВС, имеющие двигатели» необходимо заменить на более
развернутую, например, до 150л.с. с нулевой или минимальной ставкой,
далее м.б. по весовым и каким-то другим категориям, учесть сюда же
исторические ВС. Очевидно, что такую работу имеет смысл вести в
кооперации с АОПА, ФЛА РФ и «Профсоюзом АОН».
19.12.2018г. состоялось заседание Комиссии по АОН и ГЛОНАСС, на
которое поначалу была слабая надежда в плане положительных сдвигов по ТН
на ВС. В рассматривавшемся на Комиссии Проекте Подпрограммы «Малая
авиация» вскользь упомянуто о желательности снижения «итоговой суммы
налога» для ВС с 250 до 50 руб./л.с., но более никаких конкретных
предложений и решений. К тому же, давайте честно, снижение ставки ТН для
ВС до 50руб/л.с. безусловно облегчило бы жизнь АОН, но по отношению к
СВС 50руб/л.с. все равно останется дискриминационной и заградительной
ставкой, надо бороться за снижение ТН для СВС по крайней мере до уровня
ставки налога для бюджетных легковых автомобилей.
Возможно многие , прочитав эту статью, усмехнутся и скажут: «ничего
не получится». Когда мы начали заниматься проблемой налога в нашем
регионе, только ленивый не сказал мне эти заветные слова - «ничего не
получится». Коллеги, я в курсе про повышение всех мыслимых и немыслимых
налогов, про налог на колбасу и дачные туалеты, про закручивание гаек
везде и всюду, но молчать нельзя! Если мы молчим – значит нас нет!
Удачи ВСЕМ в борьбе за наше право летать!
Руководитель РФСЛА г. Смоленска Моисеенко И.Н.
<
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
>
|