Кубок Кавказа -2000 - Объединенная Федерация Сверхлегкой Авиации России
Главная arrow Новости arrow Кубок Кавказа -2000
Кубок Кавказа -2000 Печать E-mail
13.04.2008 г.

Хурзук, апрель-май 2000-го … С 4 по 8 мая 2000 года прошли очередные соревнования дельтапланеристов «Кубок Кавказа» в ауле Хурзук Карачаево-Черкесской республики. В этом году по просьбе местных властей они были названы «Кубок первого президента КЧР». Для проведения соревнований был создан оргкомитет на самом высоком республиканском уровне. Два мощных карьерных бульдозера в течение недели пробивали дорогу по 60-градусному скально-осыпному склону горы Эль-Баши на высоту 2250 метров. К месту соревнований была протянута электролиния 0,3 кВ и телефонная линия от города Карачаевска протяженностью 50 км …

Размышления. После распада нашего Союза «ушли» Белаканы, страшно далеко стал Кызыл и далекий Онгудай, где-то за синим горизонтом мерцают горы над Алма-Атой. Международные соревнования стремятся в горы и пустыни. Мы же чаще летаем над обрывами рек, стартуем с древних курганов или топчем гостеприимные склоны дальнего зарубежья.

Хурзук, 4 мая 2000 г.… В этом году в соревнованиях приняли участие 12 спортсменов. Из них 2 мастера спорта международного класса, 4 мастера спорта, 2 КМС и др. Для начала разыгрывалась "цель с возвращением 20 км". В запасе был треугольник 50 км.

В день облета погода была по Хурзукской шкале на четверку. По дну долины дул ветер в направлении на Эльбрус силой 10-12 м/с, порывы до 15 м/с. Зато на горе (1000 м над долиной) прямо на старт дул ровный ветер 6-10 метров. Далеко на севере в завесе плотной инверсии скрывался Ставропольский край, а может и вся Россия. Как и положено, здесь первым стартовать никто не рвался. Сказывалась боязнь термиков...

Хурзук, май 1998 г.  Этот день, конечно, был самым «улетным» в местной истории и жизни каждого из участвовавших. Нас было трое: В. Лыгин, М. Никитин и М. Трошенков. С утра погода не обещала ничего особенного. Тихий майский безоблачный день почти до самого вечера. Ну, нельзя же всерьез воспринимать три или четыре смерчика, прокатившихся по нашим обгорелым под горным солнцем макушкам на старте! Никитин, стартовавший первым, шустро скрылся где-то далеко внизу над обширными пастбищами на дне долины и больше не наблюдался в течение всего времени полетов. Уходим с Володей вдвоем практически одновременно. Через минуту встреваю в очень узкую тройку, стелящуюся вдоль самых скал и леса. Подо мной пристроился Лыгин, метрах в 200 ниже. Но смотреть на него было страшно: сначала он «выпал» прямо на вершины сосен, а затем повис двумя руками в одном углу трапеции и был там минут пять и висел там со страшными глазами, пока не выбрался метров 900 выше к гребню горы, а затем вообще с вечной «пятеркой» растворился где-то в синеве в стороне Эльбруса. Проболтавшись два часа над всеми окрестными хребтами в радиусе 10-15 км и заходя на посадку, я, откровенно говоря, даже не думал где же можно найти моих сотоварищей в этой мешанине гор и ущелий. Но, к крайнему удивлению, километрах в полутора под собой увидел сначала одного, а затем и другого. С Володей сели с интервалом в 30 секунд на одном месте. Он в направлении на восток, я - на запад, причем оба сели с попутным ветром и одинаковыми последствиями. В этот день Лыгин пытался облететь вершину Эльбруса. Но подошел к ней с севера и попал на высоте 4400 метров в сильный «нисходняк». Пришлось уйти назад к Хурзуку.

Никитин же не «умер», а благополучно летал около 2 часов, набирая высоту. При 4500 м у него замерз высотомер, в конце набора он увидел через Главный Кавказский хребет (до хребта было километров 35-40) Черное море на расстоянии около 100 км. Здесь Миша «сломался» и лихорадочно пытался найти нисходящие потоки, что и сделал минут через двадцать. И в течение часа лихо «скрутил» 3500 м.

Хурзук, 4 мая, 2000 г. Облет прошел хорошо. Больше «четверки» никто не видел, на спину никто не переворачивался. В этот день можно было делать что душе угодно. На посадке мастера показали себя молодцом на радость, наверное, тысячной толпе, съехавшейся из всех окрестных аулов и городов в честь открытия наших соревнований. Каждый аппарат помогали донести человек по 15-20 детей. Шашлыки, бараны, джигитовка, пляски и тосты славно завершили первый летный день.

Отступление. Чуден Домбай при тихой февральской погоде! Но негде разгуляться дельтапланерной душе в этом «уютном» ущелье. Сколько труб и обрывков дакрона висит на его пихтах и скалах! Куда же податься бедному славянину (татарину, москалю и т.д.).

Хурзук, февраль 1999-го  Домбай засыпало снегом. Пробраться на «Кубок Домбая» было невозможно, поэтому решили свернуть на Хурзук. Нас было двое летающих. Один на СПП-30 и я на «Стелсе-14». Южные склоны Эль-Баши были практически без снега. Заехали на «Ниве» на 750 метров. При этом с прогретой дороги постоянно вспархивали бабочки и пытались примоститься на красном капоте нашей машины. Ветра практически нет, видимость – миллион на миллион. Сразу после старта – «двойка», пока застегивал подвеску, совершенно незаметно «двойка» превратилась в «пятерку». Накрутив чуть больше тысячи, решил уйти в сторону. Прибор не реагировал. «Наверное, замерз», подумал я. Но, внимательно приглядевшись по сторонам, заметил, что хребты гор плавно уходят вниз, из-за них в безоблачном небе вырастают более грандиозные и синие вершины Главного хребта, а над ними - заснеженная Гвандра, ужасный «зуб» Куршоу и сверкающие близнецы Эльбруса. Самое неприятное было то, что ты совершенно один в этом бескрайнем слепящем просторе. В легкой панике на зажатой ручке ухожу в сторону затененного хребта на юге и там нахожу долгожданный «нисходняк». Вася Лукин на СПП летал минут сорок вдоль склонов горы…

Хурзук, 5 мая 2000-го. Внизу на равнине разразилась грандиозная непогода. У нас сияло солнышко, но отголоски катаклизмов неслись над хребтами, сдувая все вершины термиков и дымясь «флагами» со снежных карнизов над нами. Разыгрывали "цель с возвращением". Несмотря на наши героические усилия, пролететь в этот день более 11 км не удалось.

Последующие два дня, к сожалению, были хоть и солнечными, но с сильным верховым ветром. Не хотелось омрачать Кубок самого первого президента сломанными «костями». Сначала мы уехали к Главному хребту пить нарзаны и купаться в горных реках. В последний день мы «соревновались» в восхождении на перевал через ближайший Даутский хребет (1А), любовались оттуда панорамами гор и грандиозной облачной стеной, закрывшей всю равнину на севере от нас, а может и всю Россию…

Хурзук, 8 мая 2000-го. Закрытие прошло не так многолюдно, как начало. Но были и речи и призы. Традиционный стол от организаторов с шурпой из ячьего мяса. Проживание и питание всех участников соревнований были за счет организаторов соревнований. Душой всего этого мероприятия были глава администрации Карачаевского района Исмаил Катчиев и хозяин нашей горной гостиницы Билял Джатоев. Представителями руководства республики было твердо заявлено, что на следующий год соревнования здесь состоятся, и специально к ним будут построены трехместные бревенчатые коттеджи для участников и гостей. Общий «хурал» решил провести их в августе - сентябре-месяце. В этом году решено провести сборы во второй половине августа, конечно, за свой счет, полетать, походить, посмотреть грибы, которых здесь не меряно…

Михаил Трошенков

Крайнее обновление ( 13.04.2008 г. )
 
« Пред.   След. »