ПИЛОТ СВЕРХЛЕГКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: КТО ЭТО
Впервые в перечне летных специальностей гражданской авиации, наряду с привычно-звучными "Линейный пилот", "Пилот коммерческой авиации", появилась квалификация "Пилот сверхлегкого летательного аппарата". Этот факт законодательно подтвержден новым "Положением о классификации авиационного персонала гражданской авиации", и это, безусловно, прорыв "дельтоников" в воздушно-правовое поле.
Однако, дело не только в повышении статуса нашего пилотского свидетельства, но государственного. Под красивой новой обложкой найдут свое отражение все летные специальности и степень подготовки к их выполнению, которые уже знакомы вам по ЕСПС АЛ СЛА-96.
Полномочным органом по освидетельствованию этих пилотов и выдаче новых свидетельств является Центральная квалификационная комиссия сверхлегкой авиации, сформированная на базе ОФ СЛА, являющаяся рабочим органом Высшей квалификационной комиссии ФАС России и утвержденная ею.
Приводим квалификационные требования к пилотам СЛА различных специальностей.
1.1. Возраст:
-
пилоты СЛА-любители - не моложе 16 лет; на безмоторных СЛА - 15 лет;
-
пилоты СЛА-спортсмены - не моложе 17 лет; на безмоторных СЛА -16 лет;
-
пилоты СЛА коммерческой авиации - не моложе 17 лет;
-
пилоты СЛА-инструкторы - не моложе 18 лет; на безмоторных СЛА -17 лет;
-
пилоты СЛА-испытатели (эксперты) - не моложе 18 лет; на безмоторных СЛА-17 лет.
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ:
кандидат продемонстрировал уровень профессиональных знаний, которые соответствуют правам, предоставляемым обладателю свидетельства пилота сверхлегкого летательного аппарата, по следующим предметам:
1.2.1. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
1.2.1.1. Основные положения международного воздушного права*
1.2.1.2. Документы, регламентирующие летную работу в ГА РФ.
-
Законы, постановления и правила, регулирующие деятельность ГА.
-
Наставление по производству полетов в гражданской авиации.
-
Основные положения Воздушного кодекса**
-
Федеральные авиационные правила Российской федерации **
*) Для пилотов, выполняющих полеты на международных воздушных линиях
**) Зарезервировано.
1.2.1.3. Специальные документы, регламентирующие летную работу сверхлегкой авиации:
-
Руководство по организации и проведению полетов на моторных СЛА;
-
Наставление по производству полетов на дельтапланах и парапланах;
-
Единая система подготовки и сертификации авиационного персонала СЛА;
-
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК);
-
Нормы летной годности дельтапланов (ВТТД-80-84);
-
Нормы летной годности парапланов (НЛГП-95);
-
Нормы летной годности моторных СЛА (ВТТ МДП-87);
-
Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях РОСТО. 1994 г.;
1.2.1.4. Документы, регламентирующие летную работу:
-
Руководство по летной эксплуатации СЛА;
-
Руководство по организации теоретического и летного обучения в авиационных организациях;
-
Организационно-методические указания.
1.2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА.
1.2.2.1. Аэродинамические характеристики СЛА.
-
основные аэродинамические характеристики СЛА;
-
аэродинамические характеристики силовой установки (для моторных СЛА);
-
влияние атмосферных условий на аэродинамические характеристики СЛА.
1.2.2.2. Динамика полета:
-
взлет;
-
набор высоты;
-
горизонтальный полет, дальность и продолжительность полета;
-
снижение;
-
посадка;
-
влияние различных факторов на взлетно-посадочные характеристики СЛА.
1.2.2.3. Устойчивость и управляемость СЛА:
-
общие сведения о равновесии, устойчивости и управляемости СЛА;
-
продольная устойчивость и управляемость;
-
боковая устойчивость и управляемость;
-
факторы, влияющие на устойчивость и управляемость СЛА.
1.2.2.4. Полеты в особых условиях и особых случаях:
-
особенности полета самолета в зонах: болтанки, сдвига ветра, осадков;
-
особенности полета в особых случаях: отказ двигателя, потеря устойчивости и управляемости СЛА.
1.2.3. НАВИГАЦИЯ.
1.2.3.1. Аэронавигационная информация:
1.2.3.2. Аэронавигационные и полетные карты.
1.2.3.3. Визуальная ориентировка.
1.2.3.3. Влияние ветра на полет СЛА.
1.2.3.4. Навигационная подготовка к полету и общие правила воздушной навигации.
1.2.3.5. Воздушная навигация в структуре воздушного пространства и системы УВД.
1.2.3.6. Особенности воздушной навигации при выполнении парящих маршрутных полетов.
1.2.3.7. Обеспечение безопасности воздушной навигации.
1.2.4. АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ.
1.2.4.1. Основы практической метеорологии:
-
метеорологические элементы и их влияние на полет СЛА;
-
термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СЛА, турбулентность как фактор летной эксплуатации СЛА;
-
опасные для полетов СЛА метеорологические явления, особые условия погоды.
1.2.4.2. Метеорологическое обеспечение полетов:
1.2.5. КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
1.2.5.1. Конструкция СЛА и его летная эксплуатация.
1.2.5.2. Компоновка и основные конструктивные элементы СЛА; основные геометрические данные СЛА.
1.2.5.3. Прочность конструкции и ее элементов.
1.2.5.4. Летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения СЛА.
1.2.5.5. Конструкция и эксплуатация силовой установки (для моторных СЛА).
1.2.5.6. Характерные признаки повреждений и дефектов.
1.2.5.7. Конструкция авиационного и радиоэлектронного оборудования СЛА.
1.2.5.8. Допуск СЛА к полетам.
1.2.5.9. Техническая эксплуатация и техническое обслуживание СЛА.
1.2.5.10. Техническая документация и порядок ее ведения.
1.2.5.11. Средства спасения.
1.2.6. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-СПОРТСМЕНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
1.2.6.1. Основы спортивного права.
-
Основные положения Спортивного Кодекса ФАИ;
-
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК): нормы и требования по дельталетному, дельтапланерному, парапланерному спорту и авиационным многоборьям СЛА.
1.2.6.2. Основы спортивной деятельности:
-
соревнования: виды. категории, организация, судейство, требования к участникам;
-
организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов;
-
организация спортивной работы в клубах сверхлегкой авиации.
1.2.6.3. Теория и техника парящего полета.
1.2.7. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1.2.7.1. Правовые основы сверхлегкой авиации и требования руководящих документов, регламентирующих профессиональную деятельность на СЛА.
1.2.7.2. Организация авиаработ, других специальных видов профессиональной деятельности на СЛА и обеспечение их безопасности.
1.2.7.3. Методика выполнения специальных полетов на применение СЛА.
1.2.7.4. Конструкция, эксплуатация специального оборудования и технология авиаработ на СЛА.
1.2.8. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИНСТРУКТОРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1.2.8.1. Методика летного обучения:
-
роль инструктора в процессе летного обучения и его функциональные обязанности;
-
организация и методика наземной подготовки;
-
подготовка к полетам;
-
методы и приемы обучения в полете;
-
ведение летной документации;
-
безопасность при проведении учебных полетов.
1.2.8.2. Авиационная психология:
-
психофизиологическая характеристика летного труда;
-
психические процессы и их характеристика;
-
психические свойства личности, их изучение и учет в работе с обучаемыми.
1.2.8.3. Основы педагогики и учебно-воспитательной работы:
-
дидактические принципы и их применение в процессе обучения;
-
формы организации учебной работы;
-
основные принципы воспитания и их характеристика;
-
методы воспитания и их применение в учебно-воспитательной работе.
1.2.8.4. Основы спортивной тренировки (для организаций спортивного профиля):
-
организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов;
-
содержание, объем и порядок подготовки спортсменов различных категорий;
-
организация учебно-спортивной работы в учебных организациях.
1 2.9. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ (ЭКСПЕРТОВ) ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1.2.9.1. Методика летных испытаний:
-
программа летных испытаний СЛА, ее содержание и структура;
-
наземная подготовка летных испытаний;
-
методики проведения испытаний (наземных и летных);
-
режимы полетов при определении прочностных и аэродинамических характеристик сверхлегкого летательного аппарата;
-
перечень и содержание документов, необходимых для допуска СЛА к испытательным полетам.
1.2.9.2. Организация и проведение испытательных полетов:
-
планирование летно-испытательной работы;
-
допуск летного состава к полетам;
-
программы испытаний и полетные задания;
-
организация выполнения и нормирования испытательных полетов;
-
правила испытательных полетов;
-
особенности выполнения полетов в различных условиях;
-
управление воздушным движением, руководство полетами;
-
обеспечение испытательных полетов по видам;
-
разбор полетов, отчет экипажа, анализ материалов испытательного полета.
1.2.9.3. Конструкция и эксплуатация испытательного оборудования:
-
назначение и примерный состав информационно-измерительных систем для летных испытаний;
-
измеряемые физические величины и их классификация;
-
средства для траекторных измерений;
-
бортовые системы регистрации и принцип их устройства.
1.2.9.4. Руководящие документы, регламентирующие летные испытания и сертификацию СЛА:
-
Руководство по проведению испытательных полетов в авиационной промышленности (основные определения и требования);
-
Правила сертификации сверхлегкой авиационной техники;
-
Основные требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний.
1.3. ОПЫТ.
1.3.1. Общие требования к кандидатам на присвоение служебной категории "Пилот сверхлегкого летательного аппарата".
Служебная категория "Пилот СЛА" присваивается лицам, окончившим полный курс обучения в качестве пилота сверхлегкого летательного аппарата по избранной специальности (квалификации) в летных учебных заведениях, центрах, учебно-спортивных организациях (клубах), подготовленных к учебно-летной работе на СЛА данного класса.
Кандидаты на присвоение категории "Пилот сверхлегкого летательного аппарата" должны иметь налет по квалификации соответственно:
а) Пилот СЛА-любитель - общий - 22 часа, самостоятельный - 10 часов, по маршруту - 4 часа; на безмоторных СЛА " общий - 7 часов; 10 полетов на продолжительность не менее чем по 10 минут и 5 полетов - по 30 минут (10 полетов по 10 минут и полет по маршруту на дальность 1,5 км); на парапланах - 10 полетов по 15 минут и полет по маршруту на дальность 1 км;
б) Пилот СЛА-спортсмен - самостоятельный - 50 часов; первый спортивный разряд; налет в метеоусловиях - ветер 6-8 м/с, турбулентность атмосферы умеренная -12 часов; 15 маршрутных полетов с дальностью не менее 50 км. 3 - не менее 100 км; 30 полетов с площадок вне аэродрома; на безмоторных СЛА - налет 22 часа; первый спортивный разряд; 5 парящих маршрутных полетов с дальностью не менее 15 км каждый (на парапланах -7 полетов по 8 км);
в) Пилот СЛА коммерческой авиации - самостоятельный - 50 часов; на обучение авиаспецработам - 15 часов; налет в метеоусловиях - ветер 6-8 м/с. турбулентность атмосферы умеренная -12 часов; 10 маршрутных полетов с дальностью не менее 50 км, 2 - не менее 75 км; 40 полетов - с площадок вне аэродрома;
г) Пилот СЛА-инструктор - налет - 60 часов; из них методический и инструкторский - 17 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА коммерческой авиации" или "Пилот СЛА-любитель" со стажем не менее 2 года; для безмоторных СЛА - налет - 27 часов, из них методический и инструкторский - 8 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА-любитель" со стажем не менее 1,5 года;
д) Пилот СЛА-испытатель (эксперт) - самостоятельный налет 100 часов; на обучение летным испытаниям СЛА - 20 часов; на облет авиатехники - 15 часов; квалификация "Пилот-спортсмен СЛА", "Пилот СЛА коммерческой авиации" или "Пилот СЛА-инструктор"; количество освоенных типов СЛА - не менее 4; на безмоторных СЛА - самостоятельный налет - 50 часов; на обучение летным испытаниям СЛА - 10 часов; на облет авиатехники - 7 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА-инструктор"; количество освоенных типов СЛА не менее 4.
1.4. ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА.
1.4.1. Пилот сверхлегкого летательного аппарата должен пройти общую летную подготовку и получить практический опыт, необходимый для самостоятельного пилотирования СЛА данного класса и эксплуатации его оборудования такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полетов. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства кандидат проходит подготовку под руководством уполномоченного пилота-инструктора по утвержденной программе.
При этом должно быть обеспечено получение кандидатом эксплуатационного опыта на уровне требований, предъявляемых к пилоту сверхлегкого летательного аппарата в следующих областях:
-
планирование полетов и предварительная подготовка;
-
предполетная подготовка, включая расчеты, осмотр СЛА, подготовку к использованию приборов и оборудования;
-
процедуры запуска силовой установки;
-
руление, взлет и посадка;
-
маневрирование в пределах установленных ограничений СЛА данного класса и типа;
-
взлет и посадка на площадках вне аэродромов;
-
полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров;
-
порядок действий в особых случаях полета;
-
соблюдение правил воздушного движения, правил радиотелефонной связи и фразеологии;
а) дополнительно для пилотов СЛА-спортсменов:
-
полет на точность навигации, скорость, экономичность и поиск объектов,
-
полет на дальность и продолжительность с ограниченным запасом топлива;
-
полет на точность расчета и посадки с выключенным двигателем;
б) дополнительно для пилотов СЛА коммерческой авиации:
-
полет на предельно малой высоте;
-
полет на патрулирование, поиск и аэросъемку;
-
полет на транспортировку;
в) дополнительно для пилотов СЛА-инструкторов:
в) дополнительно для пилотов СЛА-испытателей:
-
пилотирование на предельных режимах;
-
полет на отработку методик летных испытаний;
-
полет на определение летно-технических характеристик СЛА.
|